Печать
Категория: Экономика

 Как давний лужковский партнер Юрий Верясов «кинул» государственный «Росспиртпром» и принца Луитпольда

 

Российский алкогольный рынок преподнес очередной и, к сожалению, уже привычный для нас сюрприз. В Новосибирске признан банкротом, ликвидирован и исключен из реестра юридических лиц алкогольный гигант ОАО «ВИНАП», 33% в уставном капитале которого принадлежало ФГУП «Росспиртпром», то есть государству. Парадокс, заключается в том, что это не случай, а система. Стоит раскрыть официальный вестник по банкротству, чтобы убедиться, что он весь пестрит объявлениями о проведении тех или иных процедур по предприятиям алкогольной отрасли. От солнечного Магадана до сурового Беслана за последнее десятилетие пачками обанкрочены ликеро-водочные и спиртовые заводы. Но это только статистика, из которой грядущий историк государства российского должен сделать однозначный, но ошибочный вывод: отечественный алкогольный «Титаник» в первое десятилетие XXI века ушел на дно. Не пугайся, дорогой читатель. Польский спирт «Ройял» и басурманскую водку «Распутин» пить не придется. Торговые прилавки забиты под завязку крепким отечественным алкоголем. К чему же весь этот банкротный сыр-бор? Конечно, для «черного передела» этой когда-то государственной, далее полугосударственной, далее все менее государственной отрасли.

Российская Федерация владела через ФГУП «Росспиртпром» пакетами акций в огромном количестве алкогольных заводов. Правда, реальный контроль за денежными потоками имели исключительно их директора, а представители «Росспиртпрома» могли голосовать за те или иные решения на собраниях акционеров, которые проводились чаще всего раз в году. Неэффективность подобного управления государственным имуществом налицо. О важности для бюджета алкогольных денег, социальных последствиях ужесточения и ослабления алкогольной политики за последние годы не говорил только ленивый. Но пока в Государственной Думе депутаты нескольких созывов метали стрелы в бесплодных дебатах, - вводить или не вводить госмонополию на алкоголь, - директора большинства государственных, полугосударственныхликеро-водочных заводов не сидели сложа руки. Теперь большинство этих предприятий по бумагам банкроты, а их цеха, оборудование и торговые марки в руках тех же самых директоров, превратившихся в простых алкогольных магнатов. На этом фоне, банальная рейдерская история с новосибирским ОАО «ВИНАП», безусловно, поражает размахом и той необычайной легкостью, с которой огромный, состоящий из пяти заводов алкогольный холдинг, словно айсберг, откололся от государственных берегов и несомый невидимыми до поры до времени подводными течениями, очутился в собственности его генерального директора Юрия Владимировича Верясова.

И на самом деле вовсе и не простого генерального директора, а настоящего профессионала рейдерского ремесла. Перед вами не какой-то эффективно мыслящий выскочка, не «чикагский мальчик». У него крепкая советская хозяйственная закалка, прошел, как римский легионер, трудовой путь от кладовщика до заместителя директора новосибирского «Горплодовощторга». Таких не берут в космонавты? В 1992-1995 он в Москве – консультант Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса. Занимался самым полезным для космоса делом, банкротствами. На этом поле сошелся с «солнцевскими», через которых проложил тропинку в московскую мэрию. И как раз в самом начале неудавшегося президентского блицкрига бывшего московского мэра. В 1998 году Лужков начал активно искал точки опоры в регионах, где у созданного им «Отечества» еще не было крепких политических позиций. В Сибири его интересы могли столкнуться с крепко окопавшемся в своей красноярской берлоге Александром Лебедем. Консенсус был найден через общую тему. В Новосибирск банкротить местный алкогольный гигант был направлен простой конкурсный управляющий Юрий Верясов, который, по законам жанра, через год занял кресло генерального директора ОАО«ВИНАП». Мощности завода при его полной загрузке позволяли претендовать на роль лидера не только на сибирском, но и на федеральном рынке. Тем более, что московский покровитель включил зеленый свет для новосибирской водки в столице. «ВИНАП» выпускает водку «Отечество», но не забывает подпитывать деньгами и лебедевскую «Честь и Родину», где в 1998 году Верясов становится членом новосибирского политсовета. Сделав вывод из разгрома лужковцев-примаковцев на федеральном политическом поле, Верясов твердо завязал с публичной политикой и стал использовать московскую «крышу» исключительно в мирных целях.

За несколько лет Верясову удалось установить плодотворные связи с местным криминалом и чиновниками всех уровней в Новосибирске. Прежде всего, с прогремевшими на все страну Солодкиными – вице-мэром Новосибирска и его сыном, арестованными за участие в преступной группировке. Взаимодействие с государством получается успешным, только в 2003 г. ОАО «ВИНАП» получает налоговые льготы на 120 млн. рублей. Но и задача перед ним стояла по-стахановски масштабная, которую без помощи карманных чиновников не решить. Суть манипуляции – используя служебное положение директора, присвоить оборотные средства предприятия, а активы перевести в подконтрольные директору структуры. Если подходить к этому кульбиту с точки зрения закона, это невозможно, так как в законах имеются прямые нормы, запрещающие подобного рода действия. Но это для всех, а не для нашего героя, знакомого не понаслышке с современными приемами рейдерского мастерства.

Поэтому совершенно логичным выглядит первый шаг нового директора – нарастить эти активы за счет кредитов. Учитывая масштаб операции, кредиты в такой ситуации завод может получить под крупный проект по модернизации. На кредитные деньги «Сбербанка» в Чехии закупается оборудование для двух новых заводов по производству безалкогольных напитков и пива. Как только заводы начинают работать, они продаются американской «ПепсиКо» и голландской «Хайникен», при этом выручка от сделок оседает где-то на зарубежных счетах Верясова, частично материализуясь в его особняке за 40 млн. евро в Баден-Бадене. Хоть и не Лондон, но все-таки Европа, можно греться на старости по соседству с влиятельным столичным патроном. А что же представители ФГУП «Росспиртпром», входящие в совет директоров ОАО «ВИНАП», которые дали разрешения на подобного рода сделки? Оперативные сотрудники и вовсе разводят руками, каких-либо документов по кредиту не сохранилось. Поэтому исполнители при обыске демонстративно пили шампанское.

Вслед за «Сбербанком», похоронившим в обанкроченном «ВИНАП» деньги вкладчиков, Верясова проклинает целая армия крупных и мелких инвесторов. Юрий Владимирович успел пожать лавры новосибирского Мавроди. В 2008 г. «ВИНАП-инвест», выпустивший облигации на 400 млн. рублей на самом прозрачном и открытом российском рынке ценных бумаг объявил дефолт с первыми лучами кризиса. Разумеется, он и не собирался никому ничего платить.

Как рачительный хозяин, Юрий Владимирович не брезговал сэкономить и на мелочах. Отдельным списком в ряду «кинутых» стоят несчастные строители, так и не выбившие из «ВИНАП» астрономические по региональным меркам долги. Ну и на сладкое - баварский принц Луитпольд, передавший сдуру без оплаты нашему герою технологию пива «Кальтенберг». Скандал был уже международный с участием консула Германии в Новосибирске. Это уже для души. Приятно будет Юрию Владимировичу, сидя у камина в Баден-Бадене, раскрыть Мюнхаузена, поднять кружку сваренного на «ВИНАП»е пива «Товарищ Бендер» за его королевское Высочество… Хотя, куда там до него мелкому турецкому жулику Остапу, с его рогами, копытами и дамами бальзаковского возраста. Между прочим, в местной прессе пишут, что когда Юрий Владимирович выходит на территорию, работницы срочно приводят себя в порядок. И совсем не из страха. А от души. Любят у нас таких холопы. Настоящий магнат.

Почему магнат? Да потому что право имеет. Он уже не директор обремененного долгами холдинга, из которого кредиторы в арбитражных судах трясут свои долги. «ВИНАП» обанкрочен, а его конкурсный управляющий Сидоров продал все имущество и активы аффилированым с Юрием Владимировичем Верясовым фирмам: ООО «Калинка», ООО «Калинка-С»,ООО «Сибирский характер», ООО «Энергосервис», ЗАО «Редан-ВН», ООО «Эдуард», ООО «Индустрия напитков» ООО «Оверс М», ЗАО «СИБЭКСО», ООО «Звезда», ООО «Делайт», ООО «Перспектива», ООО «Сибирская компания», ООО «Бизнес стандарт», ООО «Града», ООО Компания «Плэйс», ООО «Венат», ООО «Вектор-Трио», ООО «Интеграл», ООО «Союз», ООО «Столица-регион», ООО «Темрос», ЗАО «Собол-аква», ООО «Собол-джус», ООО «Сибконтинент». Это незаконно, но факт.

Может быть, Верясов не при чем, а банкротство ОАО «ВИНАП» - объективный экономический процесс в жестком российском рынке? Обратимся опять к фактам.

Кроме особняка за 40 млн. евро в Бадене, в центре Анапы ему принадлежат особняки по адресу Таежная 34, 36, 38. В Новосибирске у Юрия Владимировича таун-хаус на 700 кв.м. на улице Шевченко 15. Это не считая оформленной на подставных лиц собственность, таких как ресторан «Сибирская тройка». У жены -коттедж 500 кв.м с бассейном на берегу Новосибирского водохранилища. Бывшую дачу ОАО «ВИНАП» «Обские просторы» Юрий Владимирович по широте души переоформил на своего племянника. Случай с Верясовым наглядно демонстрирует, насколько необходима действенная процедура изъятия недоимка по задолженности, у тех лиц, которые умышленно обанкротили управляемые ими предприятия.

Конкурсный управляющий Сидоров за организацию фиктивного банкротства получил один из магазинов, принадлежащих когда-то ОАО «ВИНАП», не обделили деньгами и юридическую фирму «ЛЭНД», разработавшую схему и сопровождавшую процедуру банкротства и вывода активов.

Как всегда, не обошлось без помощи местных чиновников. Фиктивная задолженность скапливалась на счету некой фирмы-однодневки ООО «Талисман» (все-таки Юрию Владимировичу нельзя отказать во вкусе на названия в своих сценариях). Уже известно, что активную помощь в создании этой задолженности и в последующей ликвидации «Талисмана» оказал заместитель начальника ИФНС по Ленинскому району г.Новосибирска Александр Камянин.

В интересной позиции, в связи с банкротством ОАО «ВИНАП» оказался «Росспиртпром», через которого государство владело 33% акций. Как у нас заведено, в таких серьезных компаниях правая рука не знает, что делает левая. В результате горе-управленцы из «Росспиртпрома», которые должны были держать руку на пульсе банкротящегося предприятия, умудрились передать 15.01.2010 г. акции ОАО «ВИНАП» в уставной капитал ОАО «Росспиртпром» из оперативного управления ФГУП «Росспиртпром», а уже 28.01.2010 ОАО «ВИНАП» исключено из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц. При этом, уставной капитал ОАО «Росспиртпром» до сих пор не уменьшен на стоимость акций ОАО «ВИНАП» в связи ликвидацией последнего, то есть имеет «надутые» активы. Это может привести к незаконному получению государственных гарантий по обязательствам и сделкам в размере уставного капитала ОАО «Росспиртпром».

Но на фоне поразительно многолетнего попустительства со стороны правоохранителей и государственных контролеров всех уровней, это уже такие мелочи.

А вот Ильф и Петров ошиблись по-крупному. Великий комбинатор вернулся к нам совсем не простым управдомом, а настоящим водочным королем.

 

Владимир Мышкин

Первоисточник: http://trushkov.blogspot.com/2011/11/blog-post_21.html

21.11.2011