Группа компаний «Сумма» бизнес-партнера чемезовца Токарева и однокурсника Дворковича Зиявудина Магомедова претендует на покупку доли РЖД в ООО «Трансконтейнер». А недавно олигарх заложил часть активов группы Fesco и «Суммы» банку ВТБ для погашения задолженности кредиторам в размере 1 млрд долларов (примечательно при этом, что первый зампред ВТБ Юрий Соловьев – давний бизнес-партнер Магомедова по совету директоров Новороссийского порта, в который они вошли одновременно в марте 2011). Что же задумал Магомедов?
миллиардер Зиявудин Магомедов учит жизни дагестанцев в 2015 (среди слушателей - тогдашний глава Дагестана ставленник Магомедова Р.Абдулатипов)
  
Заполучить лакомый кусок РЖД
ПАО «Трансконтейнер» – это крупнейший в России оператор железнодорожных контейнерных перевозок. Контрольный пакет акций компании (50% плюс две акции) принадлежит ОАО «РЖД», 25,07% акций принадлежат группе FESCO Магомедова, остальные 24,5% - ЗАО «УК «Трансфингрупп».
Сам Зиявудин Магомедов заявлял СМИ, что его группа «Сумма» заинтересована в контроле над «Трансконтейнером» и что стоимость такой покупки он оценивает в 30 млрд рублей. Он также заявлял о том, что «Сумма» готова выкупить полностью все акции РЖД, но стоимость сделки в этом случае будет ниже:
«В случае покупки пакета по частям, - пояснил Зиявудин Магомедов, - нижней ценовой отсекаемой границей за 25% будет сумма 15–15,5 млрд рублей. Это достаточно высокая цена. Сегодня компания стоит 44 млрд рублей, EBITDA прошедшего года — 7 млрд рублей, в этом году она предположительно будет 8,5 млрд рублей. Мы считаем это справедливой ценой и даем существенную премию к той цене, которая сегодня есть. В рамках модели «25% плюс 25% через два-три года» минимальная цена будет 30 млрд рублей, - пояснил господин Магомедов, добавив, что «цена, которую мы предполагаем за вторые 25%, будет, наверное, выше». - Модель, при которой продается 51%, тоже имеет свои плюсы — это аукцион и так далее, но, с другой стороны, я предполагаю, что никто не даст за 50% 15 млрд рублей, умноженные на два. Потому что в таком случае нужно делать обязательное предложение и человек, который будет выкупать компанию, будет покупать примерно по multiple 9, что, в моем понимании, вряд ли возможно».
В своем стремлении получить контроль над активом Магомедов пошел еще дальше – в мае он написал письмо к президенту Владимиру Путину с предложением создать национальный контейнерный оператор на базе ГК «Суммы», аргументируя это необходимостью опередить Китай, «создающий вокруг себя интегрированное евразийское экономическое пространство».
Суть его проекта сводится к тому, чтобы переключить грузопоток с моря на Транссиб и увеличить долю ж/д перевозок за счет автоперевозок. Эффект от реализации этого замысла бизнесмен оценивает якобы аж в 560 млрд рублей.
Для достижения этого потрясающего экономического результата бизнесмен просит передать ему контроль над еще одним российским транспортным активом, и тогда под чутким руководством Магомедова за счет интеграции «Трансконтейнера» с Дальневосточным морским пароходством и Новороссийским морским торговым портом (которые уже контролируются «Суммой») России удастся победить Китай.
«Коммерсант» сообщает, что письмо Магомедова тут же было рассмотрено в правительстве РФ с участием двух вице-премьеров – однокурсника Магомедова Аркадия Дворковича и его друга Игоря Шувалова, после чего возникло поручение профильным ведомствам РФ изучить его.
Судя по всему, предложение Магомедова не впечатлило остальных чиновников, кроме явных друзей Магомедова. В ОАО «РЖД» к предложению Магомедова купить акции «Трансконтейнер» по цене ниже рыночной также отнеслись скептически,  и оправдание такой сделки высокими государственными интересами не произвело ожидаемого эффекта. Еще более странным желание Зиявудина Магомедова во что бы то ни стало приобрести актив выглядит на фоне весьма плачевного положения группы FESCO. За последний год задолженность компании перед кредиторами выросла до 885,8 млн долларов.
  
Зиявудин Магомедов в долгах, как в шелках
Проблемы с обслуживанием долга у компании Магомедова возникли в мае прошлого года, когда FESCO допустила дефолт по рублевым и еврооблигациям, сообщают «Ведомости». В середине октября сообщалось о том, что помощь в выплате долга структуре Магомедова окажет ВТБ. Банк готов предоставить компании кредит в 750 млн долларов на 5,5 года с процентной ставкой для кредитов в рублях не более 3,5%, для кредитов в долларах – не более 6,5%.
Планировалось, что первый транш ($35 млн) пойдет на рефинансирование кредита, который VTB Deutschland выдал Дальневосточному морскому пароходству в мае 2016 г. Второй ($600 млн) – на выкуп или погашение двух выпусков еврооблигаций, и третий (до $115 млн) - на выкуп или погашение облигаций на 5 млрд и 2 млрд руб., по которым группа допустила дефолт. Процентная ставка для кредитов в рублях будет равна ключевой ставке ЦБ плюс не более 3,5%, для кредитов в долларах – трехмесячная LIBOR плюс не более 6,5%.
Условия сделки акционеры планировали обсудить на внеочередном собрании 27 октября. Примерно в то же время в СМИ появилась информация о готовящейся продаже 35-40% акций FESCO арабскому портовому оператору DP World.
Сам Зиявудин Магомедов уверяет, что речь не идет о продаже акций «Суммы», и что компания сохранит контрольный пакет:
«Речь идет не о нашем пакете [FESCO], а о пакете наших партнеров <...>. Частично там и наш пакет, но мы как группа "Сумма" останемся контрольным акционером», – заявил Зиявудин Гаджиевич в интервью ТАСС.
Сделку по продаже акций Магомедов планирует завершить до конца года, сообщил он журналистам.
На прошлой неделе на сайте группы появилась информация о том, что Fesco удалось получить кредит на 680 млн долларов.
В качестве залога ВТБ получит 73,7% акций Fesco, 94,3% Владивостокского морского торгового порта (ВМТП), еще акции "дочек" FESCO и "ряд ключевых операционных активов и основных средств компаний группы FESCO", включая краны, земельные участки, подвижной состав и суда.
Поимо акций компаний FESCO Магомедов заложил контрольный пакет Объединенной зерновой компании (ОЗК). ОЗК – это крупнейший российский зерновой трейдер, «который занимается экспортной торговлей зерном, портовой перевалкой грузов, производством муки, хранением зерна и выполняет функции агента в ходе государственных интервенций на зерновом рынке», говорится на сайте. Экспорт зерна ОЗК осуществляется в основном через Новороссийский морской торговый порт, который также контролируется ГК «Сумма».
Резюмируя все вышеизложенное, получается, что Магомедов, имея задолженность около 1 млрд долларов, берет кредит у ВТБ, закладывает если не большую, то существенную часть активов «Суммы» и одновременно с этим пытается убедить правительство передать ему контроль над государственным железнодорожным оператором «Трансконтейнер».
Для чего Магомедову нужен контроль над «Трансконтейнер» - понятно. В письме представителей ОАО «РЖД», содержащем ответ на предложение бизнесмена о покупке пакета акций, говорится, что в числе заложенных активов «Суммы» находятся акции «Трансконтейнер» (25%). Не исключено, что в случае, если «Трансконтейнер» все-таки попадет под контроль Магомедова, крупнейший российский оператор железнодорожных перевозок окажется заложен за долги бизнесмена или в худшем случае – продан «иностранным партнерам».
Впрочем, у Зиявудина Магомедова большой опыт владения государственными активами совместно с иностранными акционерами. Та же группа Fesco почти на половину принадлежит зарубежным компаниям: американская TPG Capital владеет 17,4% Fesco, компании Марка Гарбера (GHP Group – также совладелец «Суммы» Магомедова) – еще 23,8%.
В связи с щедрым кредитом, который предоставил банк ВТБ компании Магомедова следует отметить еще один любопытный момент. TPG Capital в прошлом выкупила 10% акций ВТБ банка на 100 млн долларов в рамках приватизации. Может быть с этим связано такое доверие кредиторов к группе Fesco и именно поэтому банк так легко предоставил кредитную линию на 680 млн долларов? Возможно под видом закладывания активов проходит что-то вроде перераспределения долей в компании?
С учетом того, что под контролем группы «Суммы» в настоящее время находятся крупнейшие российские порты и терминалы на Дальнем Востоке, компания контролирует экспорт зерна и нефти, который осуществляется через Новороссийский морской торговый порт, а также значительную часть железнодорожных и сухопутных перевозок по России, можно представить масштаб катастрофы, к которой может привести страну деятельности Зиявудина Магомедова, крышуемая вице-премьером Дворковичем и другом Путина по КГБ Николаем Токаревым.
  
  
  
04.12.2017